темы сайта: правозащита, законотворчество, власть, политика, экономика,
самосознание и самоуправление, творчество, образование Код невидим.
рамблер1х1-822857-Top100 для nik-kozlov.narod.ru |
||||
|
Учитель и ученик Автор: Маленков С.К. |
|||
Проблемы Программного Обеспечения (ПО) Пульт
учителя (1) |
Смена языка Change language |
|||
в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер
\ физика
кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи… Сейчас
мои желания 25-летней (с 1968 г.) давности покажутся наивными. Возможности
компьютерной автоматизации рабочих мест преподавателей и учебных аудиторий
резко выросли. Но в недавних ещё совсем 80-х годах ХХ века, Всё, что я
предлагал обзывали неуёмными и бредовыми фантазиями. Мне очень не
повезло в жизни на окружение администраторов и сограждан, которые не
хотели поддержать мои идеи. Книги о героях древности и минувшей войны дают
некоторые образцы. Но на текущие дни они проецируются детским умом едва ли.
То – уже было. Тогда и так. А как сейчас-то быть? Тут моим образцом был мой
отец, а не лётчик Маресьев[3]. Он не соглашался с тупостью и несправедливостью чинуш, с
ложью газет и радио. Они им противостоял, но не с топором или винтовкой. Он
предлагал улучшения жизни. И это трудно. Был избран в 48-м вождём профсоюза.
Но низвергнут за неудобность начальству… Ни один из
моих товарищей детства не стремился к геройству или новаторству. И это
одиночество было тягостным. Ведь опора нужна в разные моменты жизни. Если её
ждать как условие своих атак, - можно провести жизнь скучную и постыдную. Я
слал свои предложения чиновникам ещё настойчивее, чем отец. Однако, мои
фантазии опирались в последние два школьных года и потом и на другой вполне жизненный
образец, на поведение моего учителя физики в школе № 9 города Новомосковска – Козлова Николая Фёдоровича.
Хромающий человек с инвалидной тростью, с крупными чертами лица и крупной
челюстью, характерной некоторым полякам. Нестандартно ведущий уроки, с
необычными требованиями к ученикам. Нестандартно понимающий долг и
возможности педагога, что было поводом множеств административных конфликтов в
отношении его… А ведь его предложения надо было конспектировать и
внедрять! Это понял
я, его ученик (сначала сопротивлявшийся навалившимся от Козлова трудностям),
но не понимали администрации Новомосковска. Кроме,
может, одного человека, незаметно-тихого поведения и иногда с хитроватой
улыбкой. Директора школы № 9 Бугринова. Мои отношения с ним, можно сказать, сложились на уровне
дистанционного нейтралитета. Он был ознакомлен с несколькими моими
"закидонами" и "фантазиями", освободил от каких-либо
придирок и репрессий на все годы обучения в школе № 9, тихо одобрял
включением меня в редколлегию стенной газеты и в школьный
"актив", в участники межшкольных олимпиад, в награждения грамотами[4]… Это ведь для многих уже было много. почти подвиг. Но от
личных бесед уклонялся… Мало ли, что может потом наговорить с обиды пацан… А
так – не говорили, и не расскажет… Но на суд администраций мои предложения на утверждения он
не выносил. Видно, по опыту зная их предсказуемый "неодобрямс" (а я
ответы администраций не скрывал) и возможный откат неприязни на школу… Моим благожелательным опекуном была, как
я уже не раз рассказывал (см., например, страницы о школе в повести "Уникум, мечтавший о
безработице") литератор и
классный руководитель Пекер Нелли Наумовна. Шли себе
после уроков концерты, "огоньки" с чаепитием и танцами,
факультативные кружки… Без них мы выросли бы намного худшими. Но чаепития в
школе не решаю большинства (внешних) проблем жизни. И к их решению с нашим классным
руководителем мы не принимались никогда. Так что Павки Корчагина в школе № 9
силами учителей появиться не могло. Но вот пришёл физик Козлов, и школа
загудела… Нет, он не вёл факультативные занятия по физике. Он
задумал в учебные часы физику показать так, чтобы она запомнилась, притянула
на всю жизнь!… Он ввёл формулу: "физика
не бывает для детей, домохозяек, для рабочих и для учёных! Она бывает только
физикой!" Говорят, это не его формула,
он её взял у "больших" физиков. Но мы услышали её от него, были
потрясены ею. Ведь тогда таковыми должны быть и ботаника, история, география,
математика, литература… Я опять вернулся к своим предложениям о знаниях-кубиках, составляющих профессию и личность[5]. Мы друг друга поняли. Но до составления профессий из кубиков было далеко, т.к.
без участия "больших" администраций и вписания этого в законы – всё
оставалось мечтой. А что было в наших руках? А, например, кувалда с зубилом! Хорошее приложение к
физике! Нахохотавшись
над этим, мы согласились приходить после уроков на 2 часа – изучать и
использовать это явление: влияние простой кувалды на состояние физики в
школе и в наших головах. Мы долбили стены на уровне карнизов для оконных штор. И
сообща соорудили электроуправляемые шторы в классе. Затем, естественно, появился электроопускаемый на
классную доску киноэкран. И дистанционно управляемый кинопроектор. Затем вместо доски появилась электровращаемая лента-"доска",
где помещались все записи урока, к которым можно возвращаться, не стирая
написанное и не вписывая заново ранее стёртое из-за нехватки места на простой
доске. Директор школы Бугринов ни разу не пришёл на наши трудовые
эксперименты до их окончания. Мы не знали ни степень его участия в этом, ни причастность
казны школы к огромным затратам на класс. Родителям никогда не предлагалось
помочь рублём или иным участием. Чудо выросло само и было просто предъявлено.
Так оно не вызывало вопросов, но вызвало радость, удовольствие достижением
чад. Каждое дополненное чудо изменяло вид
учительского стола, у которого появился щиток с кнопками и тумблерами
управления. Это было первое в Новомосковске место учителя с пультом[6]. А, может, и в области, а то – в СССР!? В наших головах это был особый пульт, хоть он и состоял из
обычных частей. Он был у единственного учителя, возник по его желанию, не был
куплен, не был навязан[7]… И он был практически не повторим[8]… Он управлял "чудесами", сделанными нашими
руками! Возник кабинет преподавания физики, которого не
было ни у одной другой школы города и области![9]… Заходя в такой кабинет, мы невольно ждали не только
привычного (хоть и нового) рассказа у доски, но и его сказочных элементов –
движения доски, движения штор, предвещавшего кино… А ведь участвовали в этом человек 12-15 мальчишек
преимущественного одного лишь нашего класса "В", т.е. самого
"неэлитного"[10], "нефизикабельного"… Между прочим, денег на моторы, провода и экраны со шторами
школе тогда не полагалось… И спустя 40 лет таких чудес в смете школ нет даже в
столице… Откуда их брал наш Козлов? ?… И линолеум на доску? И новые
шторы?… Что-то – из знания что и где списывают (на свалку). Из
умения уговорить отвезти не на свалку, а в школу… А ведь что-то нам
"списывали" на "шефскую помощь"... И мы никогда не видели
этих добрых шефов. Мы не знали, чья у нас огромная кувалда? Её не было в
инструментах школьных мастерских. И ножовки были не из мастерских. И молотки.
Отец сказал, что калёные белым чугуном скарпели для пробивки стен могли
сделать только в кузне РМЗ химкомбината (я приносил ему показать). Наш сосед
за стенкой был кузнецом этой кузни. Но ему такой заказ не давали, а
инструмент был обычен для РМЗ, могли "списать" школе. Но их и
обновляли, когда мы их "добивали до смерти". В этих отношениях страна могла делать больше чудес, чем
могла спланировать Партия. И даже вопреки её непланированию! Грохот и мусор – пустяки по сравнению необходимостью всё
отштукатурить и отбелить-покрасить… На это у комиссий свои жёсткие
требования. Потом – экскурсии начальств…, участия в
хвастовстве-конкурсах, в выставке творчества… Аплодисменты. Грамоты. Даже медали… Желание прославиться у начальства оказалось выше желания
"размотать" физика инспекциями. И Козлов отдал им свою славу… Этому подвигу исполнилось и 10, и 20, и 30, и 40 лет… И мой
родной город это не отметил… И министры образования, и историки –
тоже… Боже вселюбящий и справедливейший, всесильнейший! На всё воля твоя! Что
ты делаешь со страной и людьми!? Зачем это тебе? Почему твоя воля так зла и
несимпатична мне? При чём
тут ПО (программное обеспечение), которому посвящена папка, раздел архива? А
действительно!? Компьютеры в Новомосковске уже
были! Был в нём даже вычислительный центр и НИИ!. Но при чём тут школа, когда
для неё и провода-то были в диковинку!? Сестра
моего школьного друга (Галя Авдохина) выучилась после школы на программистку,
работала в НИИ в соседнем квартале… Но школьникам даже не рассказывали о
компьютерах. Как Галя о них узнала? Взрослые
ещё в 1968 году думали, что ЭВМ и программирование к школе не имеет никакого
отношения. В 68-м
даже сестра друга Галя Авдохина (учась на программиста) уверяла меня, что
программированием лучше не морочить себе голову. В 1971 ЭВМ
на тумблерах мне показали в ВУЗе (МАТИ), но тоже считали, что к обучению в
ВУЗе (более 1 лабораторного занятия) это не имеет никакого значения… Как они
ошибались! Уже через 15 лет я ездил в командировки с личной ЭВМ.. в
кармане! А через 30 лет ещё более умные и мощные ЭВМ можно было купить в
магазине любому… А вот
кинопроектор и электродвижимые шторы в школьных кабинетах физики и через 30
лет ещё не появились… Ни в 70-х, ни в 80-х, ни в 90-х, ни в начавшемся 21
веке… Так может,
любая частичка прогресса зависит не столь от развития техники, но в
большей мере – от развития и желания конкретных людей? Думаете
это всё?… Нет! Это ведь только начало описания старой и забытой эпопеи…
Подвиг физика Козлова был повторён с ещё большим размахом! Но об этом я
расскажу в продолжении "Пульт учителя 2" 1967-1987-2007 на
главную \ Пульт учителя
(в ожидании сообщника \ Бугринов \ Пекер \ физика кувалды \ первый пульт учителя \ юбилеи…) \ Пульт учителя 2 (псевдопрофессии
\ хотите сами? \ липа) \ Медаль (Идея новинки \ предтеча – супер-класс
\ Несправедливость наград \ Николай 1) \ Пульт учителя 3
\ Откуда такое имя? (30 лет спустя \ помощь и социум \
рыба тухнет с головы \ После школы \ одиночество
в муравейнике) \ Мягкость
в ущерб ребристости (каламбур \ рёбра и жилы \ язык \ конструктор программиста-любителя) \ о радиопитании приборов
\ это нам не задавали \ \ копии для Резервной библиотеки |
||||
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке – обязательна.
Коммерческое переиздание без согласования с автором
и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
людей, работников служб социальной защиты.
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций. Использование адресов
электронной и обычной почты для
рассылки рекламного или иного информационного мусора будет наказываться.
---------------------------------------------------------------------------------------
Обновление:
03-07-2012kn
[1] Гражданская инициатива родилась вместе со мной, впиталась с молоком матери, усилилась мудростью
окружавших простых людей. Это основа жизни личности, не желающей быть чьим-то рабом,
сотворчеству в обществе. Развитие этих инициатив описываются на этом регулярно пополняющемся
сайте.
[2] Мной создана система отношений, не позволяющая подменять волю народов волей вождей или
чиновников. В воле народов – время и пространство внедрения этой системы. Описанию этой системы
отношений посвящена часть публикаций сайта.
[3] Маресьев мне запомнился пьянствующим председателем московских ветеранов, зазывающий их в 1990-е
на скупку акций в общество, где его сажали в президиум для авторитетной приманки. Ему, может, что-то
и компенсировали, а нас всех "раздели", оставили без гроша. Он (как и др. герои войны, генералы) был в
президиумах собраний, агитировавших за реформаторов, приватизировавших общенародную
собственность. И меня к себе на приём он не допустил ни разу. И навряд ли прочёл хоть один мой проект
к реформам.
[4] Это очень много! Не забывайте, что блокады за непохожесть бывали до полного истязания незаурядных
личностей, а иногда и до их изоляции в тюрьмы или лечебницы для сумасшедших ("психушки").
[5] Смотри в разделе моих публикаций "ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ" рассказ "Мозаика гражданина".
[6] Увы, таблички или хотя бы грамоты об этом у школы нет. Кабинет варварски разгромили после ухода
Козлова из школы.
[7] Известно, что многие пособия для преподавания разных наук в школах были, но не использовались.
[8] Ибо для этого мало нагрести по городу и химкомбинату электроэлементов без всяких документов. Надо
ещё найти таких энтузиастов монтажа! Ибо никто официально это не сделает, а сделанное – "не примет"
с подписанием нужных "актов".
[9] Школе потом дали какую-то грамоту за супер-кабинет, но не дали денег для продолжения творчества
энтузиастов…
[10] Не для многих секрет, что в класс "А" отбирали не только отличников, но глядели на значимость их
родителей. В класс "Б" – слабее ученики и родители. Ну, а в "В", "Г", "Д" – хуже, хуже и хуже…